Биоэнергетика в России

      В России биотопливная отрасль экономики переживает этап становления. О проблемах развития инновационной отрасли, о том, какие регионы РФ в большей степени поддерживают развитие биоэнергетики, какое место в будущем биоэнергетика сможет занять в топливной отрасли экономики РФ, в беседе с обозревателем РР рассказал заместитель директора Всероссийского НИИ механизации сельского хозяйства, руководитель Центра развития биоэнергетики Владимир БАСКОВ.

Справка
Биоэнергетика - это новая отрасль народного хозяйства, которая связывает решение проблем получения топлива из биомассы и охраны окружающей среды. Это и научная дисциплина с фундаментальным и прикладным направлениями, изучающими и разрабатывающими пути биологической конверсии солнечной энергии в биомассу, а также биологическую и термохимическую трансформации биомассы в топливо и энергию.

      Уважаемый Владимир Николаевич, в каких отраслях экономики, на Ваш взгляд, было бы наиболее эффективным внедрение инновационных технологий биоэнергетики? В сельском хозяйстве, в условиях крупных предприятий, или, напротив, для оптимизации расходов в сфере малого бизнеса?

Биоэнергетика несет в себе новые технологии, которые потребуют для массового внедрения в энергетический баланс новых видов топлив, серьезной политической и экономической поддержки со стороны государства.

Внедрение достижений биоэнергетических технологий зависит от решения задач, связанных с интенсификацией процессов конверсии органического сырья в топливо и крупномасштабным производством самой биомассы. Биомасса, аккумулирующая в себе солнечную энергию в форме углеводородов растительного происхождения, служит исходным сырьем для выработки биотоплива в твердом, жидком и газообразном виде в зависимости от технологии переработки.

Земли сельскохозяйственного назначения в России составляют - 402,6 млн га, в том числе сельскохозяйственные угодья - 220,6 млн га, из них пашни 121,6 млн га. С 1990 года не используется до 40 млн га пашни и более 20 млн. га лугов и пастбищ - это резерв для производства биомассы, как на корма, продовольствие, так и для биоэнергетики. Некоторые «умные головы» предлагают эти территории оставить лесам - меньше проблем с людьми, ранее заселившимися здесь.

ФАКТЫ
Общая площадь лесного фонда Российской Федерации составляет 1174,7 млн га, запас древесины превышает 82 млрд м3 (23% мировых запасов). По данным Рослесхоза ежегодный прирост леса составляет 800 млн м3, вырубается - 205 млн м3 в год, при этом остается в лесу до 35 млн м3 отходов.

Большая часть наших лесов не пригодна для промышленного использования и не является, так называемыми «легкими» планеты. Требуется обновление старых лесных угодий, а это отдельная большая программа.


Стабильной сырьевой базой для биоэнергетики будут и биосодержащие отходы. Если взять все отходы, генерируемые российским агропромышленным комплексом, то их ежегодное производство составляет 773 млн т. Перерабатывая, можно получить около 66 млрд м3 биогаза и около 112 млн т высококачественных удобрений.

Биотехнологии также занимают прочную позицию в производстве продуктов, кормов, удобрений и раскрывают уникальные возможности промышленного производства биотоплив, как газообразных, так и жидких.

В зависимости от концентрации биоэнергетического сырья на территориях следует готовить проекты по его переработке. Это могут быть небольшие биоэнергетические установки индивидуального назначения или более крупные для предприятий, для сельских и пригородных посёлков. Разработаны варианты проектирования и освоения крупнотоннажных производств.

КСТАТИ
Широкомасштабное производство биоэнергетических ресурсов из сырья растительного происхождения непродовольственного назначения, переработка отходов сельского и лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса и деревообрабатывающих предприятий, органических, бытовых отходов, также позволит улучшить экологическую ситуацию в стране.

Какие первоочередные задачи в настоящее время стоят перед Центром развития биоэнергетики?

Федеральный центр развития биоэнергетики создан по поручению Президента Российской Федерации от 04.03.2008 г. № Пр-347, поручению Правительства Российской Федерации от 06.03.2008 г. № П-834 и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2008 г. № АС-13/4789 на базе Государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства» (ГНУ ВИМ) Россельхозакадемии.

В настоящее время перед Центром стоят следующие важнейшие задачи:

  • 1. Организация комплексного научного, технологического и технического обеспечения развития биоэнергетики в Российской Федерации;
  • 2. Организация внедрения проектов переработки биомассы с целью ее рационального использования в пищевой и кормовой отраслях, в производстве органических удобрений и биотоплив;
  • 3. Организация внедрения проектов по утилизации отходов пищевой, перерабатывающей, лесной промышленности, животноводства и растениеводства;
  • 4. Подготовка предложений по нормативно-правовому обеспечению и стимулированию развития биоэнергетики в Российской Федерации;
  • 5. Проведение анализа научно-технических разработок в области биоэнергетики, выполненных за счет бюджетных средств и их внедрение в промышленное производство;
  • 6. Координация работ по освоению новых технологий, производства машин и оборудования для биоэнергетики;
  • 7. Организация финансовой поддержки внедрения проектов по биоэнергетике;
  • 8. Развитие международного сотрудничества в области биоэнергетики и ряд других задач.

На Ваш взгляд, какие регионы РФ имеют наибольший потенциал для внедрения биотопливных технологий?

В России только начинается формирование мощностей для организации промышленного производства биодизеля, биогаза и биоэтанола. Российским центром развития биоэнергетики проведен частичный мониторинг по развитию биоэнергетики в Российской Федерации. Проанализировав ситуацию в регионах, мы пришли к выводу, что она во многом позитивна. Уже десятки хозяйств локально начинают использовать технологии производства альтернативных видов топлива и энергии в собственных интересах.
Так, например, во Владимирской, Калужской, Ленинградской, Нижегородской, Липецкой, Вологодской, Мурманской областях, Республиках Дагестан, Татарстан, Марий-Эл, Удмуртской, Краснодарском крае, используются установки различной мощности для получения биогаза из отходов животноводства, птицеводства, растениеводства и применения его для выработки электроэнергии и отопления производственных помещений. Печально, что в некоторых регионах строительство новых крупных животноводческих и свиноводческих комплексов, птицефабрик сопровождается внедрением старых технологий утилизации отходов.
Федеральным Центром развития биоэнергетики подготовлены пилотные проекты по трем крупным сельскохозяйственным предприятиям в Республике Татарстан, где работа будет проводиться с Союзом коммунальных предприятий Республики Татарстан. Внедрение этих проектов позволит отработать систему взаимодействия c потребителями электроэнергии и тепла муниципальных образований.

Однако в сложившейся экономической ситуации, в большинстве регионов Российской Федерации внедрение биоэнергетических проектов сдерживается в связи с недостаточным финансированием.
Совместно с инициативной группой представителей малого бизнеса Курганской области проведены расчёты по выращиванию там высокоэнергетических культур и их переработки на биотопливо. Может быть отработана целая программа, обеспечивающая резкое увеличение товарного производства сельскохозяйственных предприятий.
На базе ООО «Биохимзавода» г. Киров, совместно с предприятиями из других регионов, готовится программа модернизации производств и создания биоэнерготехнологического комплекса - как пример формирования структуры биоэнергетической отрасли.

Стоят ли в настоящее время на пути развития биоэнергетики какие-либо значительные проблемы, или успешная реализация биоэнергетической отрасли - это только вопрос времени?

Времени потребуется много для внедрения новых технологий, для создания и внедрения биоэнергетических производств. В России отсутствует серийное производство оборудования для биоэнергетических проектов. Разработки некоторых НИИ, проведённые даже на бюджетные деньги, остаются «на полке», так как нет ответственных за их промышленное внедрение. Не ведётся мониторинг уже проводимой работы в регионах Российской Федерации.
Подобные зарубежные проекты стоят в 2-3 раза дороже российских и предлагаются посредниками, что не обеспечивает надёжности и увеличивает риски финансирования.
В качестве одной из проблем можно упомянуть отсутствие в Российской Федерации нормативно-правовой базы, которая даст четкую систему понятий, связанных с биоэнергетикой. Проект закона подготовлен. Он обеспечит проведение государственной политики в области использования альтернативных видов моторного топлива, правовое регулирование построения взаимовыгодных отношений между производителями биологического сырья из растительной массы с переработчиками углеводородного сырья, производителями дизельного топлива и бензина, с обеспечением защиты интересов инвесторов.

Каково современное состояние технического оснащения? Способны ли российские предприятия производить комплексы по переработке целлюлозного или пищевого сырья на должном уровне?

В отрасли биоэнергетики насчитывается более 50 направлений, отличающихся по технологиям и способам переработки биомассы и биоотходов. Есть фирмы, внедрившие некоторые единичные проекты, но большая часть направлений не освоена. Российское машиностроение не готово участвовать в развитии новой отрасли.

 Каково современное состояние законодательной базы в данной области? Есть ли положительное движение в сторону формирования необходимого комплекса федеральных законов?

В настоящее время Российская Федерация находится в стадии формирования в интересах бизнеса и сельхозтоваропроизводителей нормативно-правовой базы, которая предусматривает получение альтернативных видов топлива в основном из отходов сельскохозяйственного производства и вовлечением в севооборот невостребованной на данное время пашни.
В соответствии с государственным контрактом Минсельхоза России Всероссийским институтом механизации сельского хозяйства в настоящее время разрабатывается проект федерального закона «Об основах развития биоэнергетики в Российской Федерации». Законопроект направлен на определение правовых, экономических, экологических, социальных и организационных принципов производства (добычи) и потребления биологических видов твердого, жидкого и газообразного видов топлива на основе использования источников возобновляемого сырья и методов его переработки. Он создаст необходимые условия для организации и правового урегулирования производства и потребления биотоплива в Российской Федерации, а также обеспечит развитие агропромышленного производства и лесного хозяйства, повышение экспортного потенциала России и улучшение экологической ситуации в стране.
Достижение этой цели позволит ликвидировать имеющиеся пробелы и другие недостатки в правовом регулировании общественных отношений в биоэнергетике и создать единую правовую основу в биоэнергетических секторах сельскохозяйственного, лесного производства и энергетики.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 № 1-Р утверждены «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года».

Насколько могут быть выгодны инвестиции в данную отрасль? Понимают ли эту выгоду инвесторы, или наблюдается недостаток информированности среди потенциальных партнеров?

Партнёрство финансовых структур, владельцев биоэнергетических ресурсов и разработчиков проектов по биоэнергетике отсутствует. Инвестиции будут выгодны, если государство на начальный период даст чёткий ориентир на развитие отрасли, ликвидировав межведомственную разобщённость.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ предусматривается реализовывать политику стимулирования

использования возобновляемых источников энергии в сфере электроэнергетики, например, поддержка развития электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии в соответствии с бюджетным законодательством РФ для достижения необходимых темпов привлечения инвестиционных средств. Координатором этих вопросов является Минэнерго России.

Для осуществления государственной политики в сфере повышения энергоэффективности электроэнергетики возобновляемых источников энергии предусмотрено обеспечить разработку и реализацию мер по привлечению внебюджетных инвестиций для сооружения новых и реконструкции действующих генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.

В области выравнивания конкурентных условий для производителей электроэнергии на основе использования возобновляемых источников энергии и ископаемых видов органического топлива предусматривается:

  • установить и регулярно уточнять размеры и сроки действия надбавки, прибавляемой к равновесной цене оптового рынка на электрическую энергию для определения цены на электрическую энергию, произведенную на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;
  • установить обязанность по приобретению покупателями электрической энергии - участниками оптового рынка заданного объема электрической энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;
  • реализовать меры по совершенствованию правового режима использования природных ресурсов для сооружения и эксплуатации электрогенерирующих объектов на основе использования возобновляемых источников энергии;
  • использовать механизмы дополнительной поддержки электроэнергетики, функционирующей на основе использования возобновляемых источников энергии, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

содействовать созданию системы стимулирования потребителей электрической энергии к последовательному увеличению объемов приобретения электрической энергии, производимой квалифицированными генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, а также к приобретению продукции различного назначения, произведенной с использованием электрической энергии, полученной на указанных генерирующих объектах.

 Какое место в будущем сможет занять биоэнергетика в топливной отрасли экономики РФ? Можно ли спрогнозировать какие-либо сроки окончательного формирования рынка?

Развитие биоэнергетики не является альтернативой топливо - энергетическому комплексу России. Биотехнологии позволяют получать в России такие виды биотоплив, которые при смешивании с нефтепродуктами улучшают их качество до международных стандартов.
Несомненно, комплексный подход к развитию биотопливной промышленности позволит России сохранить и упрочить свои позиции как мировой энергопроизводящей державы и в определенной мере качественно дополнить и изменить энергетическую матрицу страны.

ПРОГНОЗ

Внедрение различных проектов по биоэнергетике позволит в будущем агропромышленному комплексу России в основном стать энергетически автономным, основанным на полностью возобновляемых источниках энергии, экологически замкнутым, сбалансированным по выбросам СО2 и представляющим собой децентрализованный источник энергии, способный интенсифицировать сельскохозяйственное производство и создать сотни тысяч рабочих мест.

Развивает ли Центр международные контакты? Насколько полезен зарубежный опыт для организации и продвижения биотопливной отрасли в российских условиях?

Достигнута договоренность о взаимовыгодном сотрудничестве с Немецким научно-исследовательским центром биомассы. Также Центр ведет активные работы по внедрению биоэнергетических проектов с чешскими, итальянскими, польскими, венгерскими партнерами. Совместно с Центром российского бизнеса в Европе, в Брюсселе проведена конференция по перспективам рационального использования биомассы с участием представителей Европейских стран.

В рамках программы союзного государства Россия - Республика Беларусь проводится работа с научно-исследовательскими учреждениями Беларуси по организации производства биодизельного топлива.

Безусловно, опыт зарубежных партнеров необходим, так как по многим направлениям проекты биоэнергетики там доведены до промышленного производства. Однако некоторые зарубежные фирмы предлагают технологии десятилетней давности, внедрение которых в России на сегодняшний день не имеет смысла. Наша задача, совместно с Российскими учеными, беря на вооружение зарубежные технологии, дополнять их современными инновационными разработками.

 МНЕНИЕ
Российское машиностроение не готово участвовать в развитии новой отрасли. Однако внедрение большего количества биоэнергетических проектов совместно с зарубежными партнерами позволит Российским машиностроителям смелей идти на создание совместных предприятий по производству оборудования для отрасли биоэнергетики.

Федеральным центром развития биоэнергетики достигнуты определенные договоренности с зарубежными инвесторами по производству биоэнергетических культур на неиспользуемых сельскохозяйственных землях Российской Федерации с соблюдением интересов собственников этих земель.